Является ли болезнью гениальность, или же существует такая болезнь, которая может стать значимым фактором развития сверхспособностей? Узнаем это в серии материалов о самых выдающихся представителях человечества, которых объединил общий недуг — подагра. В этом номере познакомимся с жизнью и творчеством немецко-австрийского музыканта, жившего на рубеже XVIII—XIX вв.еков, одного из самых известных композиторов в мире — Людвига ван Бетховена.

Гений в мире классической музыки прожил не слишком долгую жизнь, всего 56 лет, хотя успел оставить о себе ярчайший след. Препятствием не стала даже потеря у него слуха, начавшаяся постепенно, в 26 лет, и достигшая апогея, то есть глухоты, в 40. Конечно, по сравнению с этим, по-настоящему роковым для любого музыканта недугом, остальные болезни, мучившие Бетховена, отступают на второй план. Но все же, насколько известно из открытых источников, мастер получал немало беспокойств от подагрических воспалений.

Пианист-виртуоз

Бетховен появился на свет в семье придворного 16 декабря 1770 года в немецком Бонне — небольшом городке на Западе Германии. Отец и дед Людвига пели в капелле. От малыша, когда он подрастет, ждали большего. Домашние видели в нем второго Моцарта. Но какой бы не был дан талант от природы, успеха можно было добиться лишь титани-
ческим трудом. Поэтому отец сызмальства «муштровал» своего отпрыска многочасовыми занятиями на скрипке и клавесине. В восемь лет Людвиг впервые вышел на сцену в Кельне, а в двенадцать овладел музыкальными инструментами, в том числе органом, на уровне профессионала, и подрабатывал помощником органиста при дворе. В этом же небольшом возрасте Бетховен издал первое свое музыкальное сочинение. В значительной степени тому способствовал известный композитор Кристиан Готлоб Нефе, приехавший в Бонн в 1780 году. Он стал для мальчика первым наставником и учителем, открывшим детскому взору все тонкости произведений Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта. Не меньшее внимание уделялось и воспитанию литературного вкуса — под рукой у Людвига всегда имелись книги Шекспира, Шиллера и Гете, Гомера и Плутарха, а также изучению языков — латыни, французского и итальянского.

Со своим современником Вольфгангом Амадеем Моцартом Бетховен познакомился, будучи 17-летним юношей, в багаже которого уже имелось несколько собственных сонат и песен, включая «Сурка». Моцарт был на 14 лет старше, его впечатлило, как приезжий смело импровизировал на сцене. Встреча происходила в Вене, там же у них могли состояться совместные занятия, но из Бонна пришла весть о тяжелом состоянии матери, и Людвиг вынужден был торопиться домой. После ее кончины Бетховен взял заботу о своих младших братьях на себя. Он устроился работать альтистом в местный оркестр.

Новый виток в развитии для Бетховена начался со знакомства с австрийским композитором Францем Гайдном, считающимся одним из основоположников симфонии и струнного квартета. Он решил заниматься с Людвигом, тем более что тот в 1792 году все же переехал в Вену. Впрочем, вскоре мастер понял, что не в силах побороть некоторую мрачность и угрюмость, свойственные музыкальному стилю своего, безусловно даровитого, ученика. Уезжая в Великобританию, он поручил молодого человека другой видной фигуре того времени — Иоганну Альбрехтсбергеру. Хотя сам Бетховен, за которым в австрийской столице быстро закрепился «титул» пианиста-виртуоза, теперь чувствовал себя свободным в выборе учителей — у итальянско-австрийского композитора и дирижера Антонио Сальери он почерпнул много полезного.

Слышать мир сквозь глухоту

В Вене Людвиг ван Бетховен прослыл своенравным музыкантом, что, по сути, было чистой правдой. Он позволял себе некоторую небрежность как во внешнем виде, так и в поведении. Например, не терпел, когда кто-то из слушателей заговаривал во время его выступления — тогда он просто вставал и уходил из зала. Упрямость его не знала границ, даже когда характер вынуждал пойти против покровителя — князя Лихновского. Что ж, он все равно прав: «князей было и будут тысячи, а Бетховен — один». Но ради феерической фортепианной игры поклонники прощали ему все. Он в действительности не просто достиг в обращении с инструментом высшего мастерства, но и выработал стиль игры, абсолютно непохожий на все, что было известно и принято.

Прежде чем Бетховен обнаружил в 26 лет первые проблемы со слухом, он, что называется, с головой нырнул в омут славы, и успел стать востребованным. К тому времени в его авторском репертуаре было представлено больше двух десятков сонат, три фортепианных концерта, балет «Творения Прометея», оратория «Христос на Масличной горе» и многое другое.

Музыканта начал одолевать тиннитус — «звон в ушах». Прогрессирующее расстройство слуха мешало восприятию музыки, но он упорно продолжал писать, понимая, что рано или поздно болезнь достигнет финальной стадии — глухоты. Чтобы ограничить общение с внешним миром, Бетховен почти перестал выходить из дома, замкнулся в себе. Говорили, что он разбил свое пианино, когда с силой ударял по клавишам в тщетной попытке как прежде услышать «голос» инструмента. Но и тогда в мучениях необъятная сила гения рождала поистине выдающиеся произведения, ставшие впоследствии образцами мировой классики.

Овации после впервые исполненной им на сцене Девятой симфонии он уже практически не слышал, но в знак восхищения публика махала ему руками, платками и шляпами.

Смирение с одиночеством

После полной потери слуха музыкант продолжал общение с друзьями посредством тетрадей. Некоторые из записей впоследствии были сожжены из-за нелестных высказываний по отношению к действующей власти. Известен эпизод, произошедший в Чехии и запечатленный даже в одной из картин, где Бетховен во время променада с писателем Иоганном Гете по городу Теплице демонстративно и непочтительно прошел мимо императора Франца, не удостоив высочайшую особу внимания.

Возможно, непростой характер стал одной из причин, почему композитор так и не обзавелся своей семьей. Вдобавок, в аристократической среде, где он постоянно вращался, его считали простолюдином, который не имеет права жениться на девушке благородных кровей. Появлением знаменитой «Лунной сонаты» мы обязаны неразделенной любви автора — графиня Жюли Гвиччиарди, в которую Бетховен без памяти влюбился в 30 лет, предпочла ему избранника из своего сословия. Отсутствие знатных предков помешало Людвигу связать судьбу и с овдовевшей Жозефиной Брунсвик, чьи родители были против неравного брака их дочери. После очередной неудачной попытки сделать знатной даме предложение и получения отказа от Терезы Мальфатти музыкант смирился со своим холостяцким положением и полностью посвятил себя работе.

Не имея собственных детей, он взял на воспитание племянника Карла — сына его умершего брата. Однако отдушиной мальчик ему тоже не стал, поскольку тот, немного повзрослев, обнаружил в себе большую слабость до карточных игр и выпивки. В конце концов, пришлось отправить его на службу в армию

Алексей ПИЩУЛИН, фото из открытых источников

8 интересных фактов о жизни Людвига ван Бетховена