Является ли болезнью гениальность, или же существует такая болезнь, которая может стать значимым фактором развития сверхспособностей? Узнаем это в серии материалов о самых выдающихся представителях человечества, которых объединил общий недуг — подагра. В этом номере познакомимся с жизнью и творчеством английского писателя, классика мировой литературы Чарльза Диккенса, ставшего популярным еще при жизни.
Один из персонажей книги Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» предложил свой рецепт лечения подагры:
«Подагра, сэр, это напасть, которая приключается от слишком покойной жизни со всеми удобствами. Если когда-нибудь вас скрутит подагра, сэр, тотчас женитесь на вдове, у которой голос очень зычный и которая понимает, как им пользоваться, и у вас подагры как не бывало. Чудесное лекарство, сэр. Я принимаю его регулярно и могу поручиться, что оно прогоняет всякую болезнь, которая происходит от слишком веселой жизни».
Однако в реальности не все так просто, и уж кому как ни автору, знакомому с данным заболеванием не понаслышке, было об этом знать. Впрочем, недуг не помешал Диккенсу прожить насыщенную и интересную жизнь.
Вечно влюбленный
Чарльз Джон Хаффем Диккенс появился на свет 7 февраля 1812 года в английском Портсмуте в семье военного чиновника, служившего в Королевском флоте Великобритании. У Чарли было семь братьев и сестер — после переезда в Лондон содержать их главе семейства стало не по силам и, в конце концов, Джон оказался в долговой тюрьме. Тем не менее, Чарльз успел обучиться грамоте в баптистской школе Уильяма Жиля, после чего устроился на фабрику по изготовлению ваксы. Скромный месячный заработок в 24 шиллинга не мог, конечно, кардинальным образом изменить финансовое положение Диккенсов. Вытащить отца из тюрьмы помогло лишь кстати полученное им наследство.
Чарльз поступил в академию, благодаря чему в 15 лет его взяли работать младшим клерком в адвокатскую службу «Эллис и Блэкмор». Но куда ближе ему оказалась репортерская работа в газете «Утренняя хроника», где он быстро преуспел и «дорос» до редактора издания. Журналист влюбился в дочь директора банка Марию Биднелл. Впоследствии девушка послужила прототипом Доры в «Дэвиде Копперфилде». Но в жены он взял не ее, а Кэтрин Хогарт, с отцом которой работал в газете. Она была на три года младше, быть может поэтому супруг считал ее не самой лучшей хозяйкой.
Сложно было оспорить лишь ее умение готовить обеды — Кэтрин даже издала собственную книгу по кулинарии. За 23 года совместной жизни она родила Чарльзу семь сыновей и три дочери, однако он ставил ей это в укор. Причиной, по всей видимости, были его любовные похождения на стороне, в особенности многолетний роман с 18-летней театральной актрисой Эллен Тернан, приведший чету Диккенсов к разводу. Своей новой возлюбленной, ради него навсегда оставившей сцену, он снял апартаменты и навещал еще много лет, вплоть до самой кончины.
Чарльза нельзя было назвать плохим отцом, но в то же время дети являлись для него источником сильных переживаний и забот, к которым он не всегда оказывался готов. Его гонорары за книги, за публичное чтение своих произведений, конечно же, обеспечивали семью, но диккенсовская манера жить красиво и «на широкую ногу» заставляли его работать на износ.
Что скрыто между строк
С молодых лет Чарльз Диккенс посвятил большую часть времени литературе. Его имя было уже хорошо знакомо читателям лондонской прессы, поэтому публикуемые в газетах главы его ранних произведений вызвали большой интерес. «Очерки Боза» вышли в 1836 году, позже свет увидели принесшие Диккенсу настоящую славу «Посмертные записки Пиквикского клуба». Психологические портреты англичан, подчеркивающие добродушное благородство, своенравие и веселость старой Англии полюбились всем.
За маской иронии и сатиры автор нередко прятал глубоко волнующие его проблемы социального неравенства в обществе. Диккенс не терпел вседозволенность власть имущих и искренне верил в простой народ, сожалея, что им всегда помыкают. Он надеялся, что его «сигналы», скрытая критика и душевные метания однажды попадут в цель и что-то изменят.
В «Оливере Твисте» Чарльз рассказал типичную историю сироты, живущего в лондонских трущобах. Не стесняясь самых нелицеприятных черт быта своего века, автор изобразил всю контрастность соседства благородного и низкого, добропорядочного и преступного, великолепного и безобразного. При этом, как гуманист, он лучшим качествам человека позволяет одерживать победу.
Книга широко обсуждалась еще и потому, что после ее публикации в Англии действительно обратили внимание на гуманность использования детского труда и неподобающее содержание несовершеннолетних в работных домах.
В свою очередь, роман «Мартин Чезлвит» явился своеобразной пародией на американский образ жизни — увиденное в ходе путешествия по Соединенным Штатам в 1842 году вызвало у писателя много эмоций, причем, скорее негативных. Естественно, заокеанская публика не слишком была обрадована такой оценкой, хотя Европа читала произведение с энтузиазмом.
Одним из лучших литературных творений Чарльза Диккенса признан роман «Домби и сын», хотя по социальному воздействию он не сравнится с вышедшей в 1954 году книгой «Тяжелые времена» и более поздними «Крошка Доррит» и «Большие надежды».
По местам Диккенса в Англии
Почитатели таланта английского писателя составили по дошедшим до наших дней диккенсовским местам целые маршруты, наглядно рассказывающие о его жизни. Начать прогулку лучше из Портсмута. Здесь можно увидеть дом, в котором родился Чарли, а также верфи на Квин Стрит, где служил его отец.
«Лондонская» часть тура включает район Кэмден-Таун — там в молодости Диккенс работал в адвокатской конторе. Расположенный в окрестностях Канцлерский суд стал прообразом суда из романа «Холодный дом». Особняк на Даути-стрит, в котором Диккенс жил с 1837 по 1839 год, сегодня является музеем и предлагает вниманию гостей рукописи, личные вещи писателя и его родных.
Лондон позапрошлого столетия и сам по себе часто фигурирует в романах Диккенса, поэтому нужно пройти по набережной Темзы, а заодно на ее южном берегу окинуть взглядом тюрьму Маршалси, в которой Джон Диккенс сидел за долги. Уголок поэтов в Вестминстерском Аббатстве — место последнего успокоения писателя.
После придется вновь покинуть столицу, чтобы оказаться в приморском городке Рочестер. Ежегодно там проводится фестиваль памяти именитого соотечественника, а по главной улице проходит парад, на который участники облачаются в костюмы персонажей Диккенса. Дом в Гейдс-Хилл-Плейс, где протекали последние годы жизни писателя и в котором он создал несколько своих выдающихся произведений, частично открыт для посещения, а вообще территория теперь принадлежит школе. Неподалеку находится тематический парк развлечений «Мир Диккенса», созданный по мотивам его романов и погружающий в атмосферу Англии XIX века. Здесь есть, к примеру, дом Скруджа из «Рождественских повестей» и школьный класс из романа «Жизнь и приключения Николаса Никльби».
Алексей ПИЩУЛИН, фото из открытых источников
10 необычных фактов о Чарльзе Диккенсе