Является ли болезнью гениальность, или же существует такая болезнь, которая может стать главным фактором развития сверхспособностей? Узнаем это в серии материалов о самых выдающихся представителях человечества, которых объединил общий недуг — подагра. В этом номере познакомимся с жизнью нидерландского художника XVI—XVII вв.еков, на весь мир прославившего Фламандскую школу живописи и барокко.

Гениальность как болезнь

Быть впереди своего времени, опережая действительность, быть вихрем творческой, научной или общественной революции, идти неведанными тропами, рождая качественно новые творения. Исключительное понимание мира, синтез фантазии, интуиции и ума, которыми обладают гениальные люди создают вокруг них некую тайну, волнующую и притягивающую всеобщее внимание. Разгадать эту загадку природы, понять, что делает гения гением, пытались с древних времен, но только в конце XX века научное сообщество пришло к любопытному заключению, перевернувшему имевшиеся прежде представления о данном феномене. После того, как были проанализированы биографии сотен знаменитых поэтов, художников, писателей, императоров и полководцев, ученых и философов, оказалось, что подавляющее их число связывала одна и та же болезнь — подагра.

Отчасти это объясняет, почему редкое хроническое заболевание, которое в наши дни имеют лишь три человека из тысячи, прозвали болезнью королей и аристократов. Исторически ему действительно были наиболее подвержены самые талантливые, активные и умные представители человеческого рода. Медики доказали, что вызываемое подагрой повышенное содержание мочевой кислоты в суставах, несмотря на причиняемую временами острую боль, положительно отражается на способностях больного. Дело в том, что ураты, как еще именуются соли мочевой кислоты, по свойствам очень схожи со стимуляторами работы мозга — кофеином и теобромином. Вероятно, именно в этом кроется главный секрет гениальности подагриков.

Самородок-полиглот

Питер Рубенс появился на свет в 1577 году в немецком городке Зиген на Западе Германии в семье бельгийских эмигрантов. Отец Ян Рубенс вел юридическую практику, что вместе с подработкой от сдачи комнат внаем обеспечивало детям вполне безбедное существование. Лишь в течение нескольких непростых для семьи лет, когда отец лишился права работать по профессии, им жилось труднее, но и тогда мать будущего художника Мария Пейпелинкс выходила из положения — кормила детей выращенным на грядках, а также продавала овощи на рынке. У Питера было четыре брата и две сестры. После возвращения в Кельн дела наладились, и Рубенсы поселились в доме, который впоследствии стал резиденцией французской королевы Марии Медичи. После кончины Рубенса-старшего, сраженного лихорадкой, вдова с детьми переехала на историческую родину в бельгийский город Антверпен. Питера, которому на тот момент исполнилось десять лет, определили в иезуитскую школу, где у него быстро выявились поразительные способности к изучению языков: помимо латыни и родного нидерландского юноша блистательно овладел несколькими европейскими языками — английским, французским, немецким, испанским и итальянским, начал изучать греческий.

Когда в 1590 году у матери закончились средства на его образование, она устроила своего много обещающего отпрыска в пажи к местной графине де Лален. Новые покровители привили Питеру вкус к изяществу одежды, обучили азам красивого письма и красноречия.

Посвящение в живопись

Взросление Питера Пауля происходило на фоне революционных изменений в мире искусства. Фламандцы стали использовать для рисования новый тип масляной краски на основе льна, что сделало цвет более ярким и глубоким. Живопись влекла Рубенса с юных лет. Одновременно с изучением языков он брал уроки у лучших фламандских художников — мастера по пейзажу Тобиаса Вархахта и портретиста Адама ван Ноорта, которые даже приходились ему дальними родственниками. Но главным своим наставником Рубенс считал Отто ван Веена, в ученики к которому попал в 18 лет. Питер впитал в себя реалистическую манеру кисти своего учителя, но продолжил формировать собственный неповторимый стиль.

Важной вехой на творческом пути Рубенса становится его отъезд в Италию в 1600 году. Побывать в Риме, Венеции, Генуе и Флоренции, воочию увидеть шедевры античности было его давней мечтой. Восемь лет он провел на службе у правителя города Мантуи Винченцо Гонзага, где по его заказу писал копии картин эпохи Возрождения. Герцог слыл большим меценатом и покровителем искусства. В его дворце были собраны лучшие образцы живописи того времени. Часами Рубенс изучал работы Паоло Веронезе, Тициана Вечеллио, Антонио да Корреджо, Джулио Романо и Андреа Мантеньи.

Полученный в Италии опыт, виртуозность, с какой он овладел кистью, сделала молодого живописца одним из самых востребованных художников в Антверпене, когда он снова приехал домой. Ему стали сыпаться заказы от обеспеченных горожан, поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта и расписывать городской собор. Тогда Питер открыл мастерскую, превратившуюся в передовую школу искусств для теперь уже его собственных последователей. Многие из них вскоре тоже прославились на ниве живописи, как, например, Франс Снейдерс и Якоб Йорданс.

Из жизни одного художника

В Антверпене Питер женился на дочери известного гуманиста Яна Бранта Изабелле, которая была на 14 лет младше супруга. У них родилось трое детей. Рубенс не афишировал свою частную жизнь, но о его теплых чувствах к домочадцам свидетельствуют написанные им портреты жены, дочери и двух сыновей.

Неожиданно и рано овдовев, 53-летний Рубенс по истечении некоторого времени женился снова. На этот раз избранницей фламандца стала дочь его хорошего друга Елена Фоурмен, и было ей всего 16. Пышущая молодостью красавица родила ему еще пять наследников. Никто из них, насколько известно, не увлекся изобразительным искусством.

В разные периоды жизни Питер Пауль делал попытки совмещать творческую работу с большой политикой. Благодаря широкому кругу авторитетных знакомств и знанию нескольких языков его неоднократно выбирали для выполнения ответственных дипломатических поручений в Испании, Англии, Дании и других европейских странах. К тому его подталкивал и интерес к истории, он с азартом собирал книги о королях, коллекционировал монеты и медали. С не меньшим интересом Питер Пауль Рубенс пролистывал номера «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник» — периодическая печать, можно сказать, еще только зарождалась.

По ту сторону картин

И тем не менее, главным занятием Рубенса оставалась живопись. Только в этом ремесле он одержал по-настоящему громкие победы, заставляющие поклонников его таланта и сегодня восхищаться буйством красок «Союза Земли и Воды», кипучей энергией «Святого Георгия, поражающего дракона», обольстительным взрывом «Праздника Венеры», реалистичной сказкой «Охоты на кабана».

Сюжеты сотен картин столь же неповторимы, сколь удивительна живость, с какой мастер передает черты людей, животных и мифических существ. Его полотна полны чувств и эмоций, ощущения действия и движений. Питер Пауль Рубенс стал своеобразным первопроходцем. Стиль, который он использует на протяжении всего творческого пути, впоследствии стал называться «барокко».

Художнику удавалось придать тяжеловесным и пышнотелым фигурам людей удивительную легкость балерины, в его сюжетах беззаботный младенец мог чуть ли не в обнимку сидеть со свирепым тигром или крокодилом. Рубенс создавал торжественную драму, изображая сцены из Библии, охоту, бесстрашные схватки человека и животного, деяния воинов и грехопадение.

В России самое полное собрание Питера Пауля Рубенса находится в СанктПетербурге в Государственном Эрмитаже. Коллекция включает 22 картины и 19 эскизов. Несколько работ художника можно также увидеть в Пушкинском музее в Москве.


Алексей Пищулин.